Древнегерманские племена и их языки. Классификация древнегерманских племен

Вопрос о языках неотрывен от вoпpoса о племенах — их носителях и классификации этих племен с исторической точки зрения. Первую классификацию дал Плиний Старший.

Он делит все многочисленные германские племена на 6 основных групп:

  1. Виндилы: бургунды, карины, варины, гутоны. Обитали в восточной части территории, населенной германцами.
  2. Ингвеоны (ингевоны): кимвры, тевтоны, хавки, а также англы, саксы, юты, фризы и многие другие. Жили в северо-западной части германской территории, на побережье Северного моря и в Ютландии.
  3. Иствеоны (искевоны) — прирейнские германские племена: бруктеры, хамавы, салии и другие, позже слившиеся в племенной союз франков.
  4. Певкины и бастарны жили на востоке, в землях, граничивших с даками.
  5. Герминоны (эрминоны): маркоманы, квады, лангобарды, алеманны, жили на юге.
  6. Гиллевионы — скандинавы.

Классификация Плиния принимается с отдельными поправками и сегодня, поскольку отражает действительную картину расселения германских племен.

Памятники древнегерманской письменности, на основании которых произведена классификация языков, создавались в эпоху варварских королевств, христианизации германцев и распространения среди них латинского письма и латинского алфавита. Различные народы приобщаются к культуре письма в разное время, этим объясняется тот факт, что в первых письменных памятниках зафиксировано состояние языков на разных ступенях развития.

Выделяются следующие группы древнегерманских языков:

  1. Восточная, представленная памятниками готского языка 4-6 вв. С разрушением остготского королевства письменность на готском исчезла.
  2. Северная (скандинавская) группа, до 10 в. представлена памятниками рунической письменности. С 10 в. в ней различают древнедатский, древнешведский, древненорвежский и древнеисландский языки.
  3. Западная группа, представленная (начиная с 7 в.) памятниками на древнеанглийском, древнефризском, древнесаксонском, древненижнефранкском и древневерхненемецком.

Если мы сопоставим классификацию Плиния с языковой классификацией, то получается, что:
Виндилы – готы, бургунды и другие – были носителями восточногерманских языков.
Ингвеоны – тевтоны, хавки, фризы, англы, саксы, юты и другие; иствеоны – франки; герминоны – аллеманны, баювары, лангобарды и другие – были носителями западногерманских языков.
Гиллевионы – скандинавы говорили на северогерманских языках.

История германской письменности

  "О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы"
К. Малленхоф.

Письменность – самый надежный источник сведений о языке. Для того, чтобы составить представление о лексике и грамматическом строе языка в дописьменный период, филологи привлекают различные косвенные данные, часто отрывочные и не всегда достоверные. Отсутствующий языковой материал можно "реконструировать" и методом сравнительно-исторического анализа.

Древние германцы появились на исторической арене задолго до проникновения к ним письменности. Разумеется, и в ту пору они вступали в соприкосновение с самыми разными народами. За несколько веков до нашей эры они сталкивались на севере Европы с финскими, балтийскими и славянскими племенами. Эти контакты нашли отражение в языках некоторых из них в виде германских заимствований. Особенно интересны германские заимствования в финском, относящиеся в большинстве своем к началу нашей эры:

финский   готский древневерхненемецкий
Rengas "кольцо" hings ring
Kuningas "король"   kuning
Kulta "золото" gulÞ gold
Rikas "богатый" reiks rich
Kaunis "красивый" skauns skoni

Финское слово Juhla — "праздник" заимствовано из северогерманского, где означало йоль — праздник, длившийся несколько дней и происходивший в конце декабря — начале января. Древние и современные данные показывают, что многие составляющие ритуального комплекса этого языческого праздника органично встраиваются в атмосферу бытового и околоцерковного празднования Рождества.

Попав в финский, эти заимствования как бы окаменели, сохраняя древний тип морфологической структуры слова, очень редко засвидетельствованный в формах слов, встречающихся даже в самых ранних памятниках германской письменности, т. е. наиболее полный вид суффиксов и окончаний, испытавших к моменту появления у германцев письменности (3-4 вв.) более или менее значительную редукцию.

Начиная с 4 в., расширялось и углублялось знакомство германцев с античным миром. В сочинениях античных авторов, начиная с Цезаря, встречаются, наряду с многочисленными германскими собственными именами, отдельные германские заимствования апеллятивов, как правило, в латинизированной форме, обозначающие предметы быта, культуры, вооружения, а также названия некоторых животных:

    • У Цезаря: urus "зубр", alces (мн.ч.) "лоси".
    • У Плиния Старшего: sapo "краска-мазь для волос".
    • У Тацита: glesum "янтарь", framea "(германское) копье", barditus "боевая песнь".
    • У более поздних авторов: medus "мед" (напиток), flado "лепешка", harpa "арфа", runa "руна" и другие

Самый ценный с лексической точки зрения материал содержат так называемые "варварские правды" — своды законов, записи обычного права германских народов — вестготов, бургундов, франков, алеманнов и другие Написанные на латыни, они содержат в виде вкраплений в латинский текст германскую терминологию, отражающую правовые отношения германцев в тот период, особенно интересны "правды" бургундов и лангобардов, не оставивших никаких памятников на своих языках.

Руническое письмо

Руническое письмо является древнейшим вид германской письменности. Тацит в "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти магические знаки были буквами рунического письма. Название "руны" образовано от основы, имевшей значение "тайна" (гот. rūna "тайна", нем. raunen. "таинственно, украдкой шептать") Одного корня с "runa" и современное немецкое название мандрагоры — Alraun. У древних германцев Al(b)runa — "ведьма, демоническое существо". Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в "общественных целях" и главой семейства "частным образом". Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители — жрецы и жрицы. Жрец — гуди выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге. Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.

Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и безусловно опасные существа. "Волхвы не боятся могучих владык...". В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь — финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы — важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу "дурным глазом", причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.

Рунический алфавит германцев, так называемые "старшие руны", имел 24 знака. По первым шести знакам он назывался "футарк", его знаки представляют собой комбинации вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами — руническими палочками — на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.

Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Их знание — профессиональная тайна жрецов, она передавалась от отца к сыну. Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.п. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее — на металле, в частности, золотых изделиях. Дерево за редчайшим исключением не сохранилось и надписей на нем дошло очень немного.

Древнейшим видом германской письменности являются рунические надписи, датируемые 2 — 3 вв. н. э. Следует, однако, упомянуть более раннюю надпись на шлеме из Негау, правда, ее датировка и некоторые языковые особенности остаются спорными. Руническое письмо, возникшее на основе одного из североиталийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы — восточногерманское племя. Самая древняя разновидность рунического письма представлена 24-значным рядом, полностью зафиксированным на Кюльверкском камне (Готланд, Швеция, 350 — 475 гг.), Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500 — 550 гг.) брактеатах:

0

Надписи, выполненные старшим руническим алфавитом fuđark'oм (их около 150), датируются 2 — 7 вв. (самая древняя — из Эвре Стабю — 150 г., самая поздняя -Эггьюмская — 7 в); они локализуются в основном на юге Швеции, на полуострове Ютландия и в Шлезвиге. Содержание надписей стереотипно: магическая формула, имя владельца, мастера или название самого предмета. Культовый характер использования рун проявляется не только в обилиии формул типа lađu — "приглашение", auja — "добро, счастье", laukar — "лук", но и в их ритуальном повторении, в закреплении за каждой руной не только фонетического значения, но и определенного понятия — так называемые "понятийные руны", например, первая руна — f — может означать и понятие "имущество, скот" (от герм. *fehu). Языковой статус старших рунических надписей не вполне ясен, древнейшие из них обычно трактуются как койне, первый наддиалектный вариант германского языка, особое промежуточное звено между общегерманским и зарождением отдельных германских языков.

Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное — скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/đ, т. е "смычный / спирант"). Младший рунический ряд выглядит следующим образом:

0 

Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей — формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера.

В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведсконорвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных ("датских") рун.

Весьма недолго использовались хельсингские, или "бесстволые", руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритик использовалась точка. Помимо рун, в древнегерманских текстах использовалось готское письмо (только в готских текстах), по-видимому, изобретенное епископом Вульфилой в 6 в. нашей эры на основе греческого алфавита с добавлением некоторых знаков из латинского или рунического алфавитов. После христианизации германских народов большое распространение получило латинское письмо в форме минускула, имевшее два варианта — инсулярный (англо-саксонский) и континентальный (каролингский) минускул. В 12 в. начинает применяться готическое письмо. В языке идиш используется еврейская графика.

Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей – отдельные слова (чаще всего — имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий.

Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.

Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.).

У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" — "Codex Salisburgiensis". а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального. Язык древнейших рунических надписей — промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные.

Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe "буква" первоначально означало "буковая палочка" (ср. гот. boka "буква", мн.ч. bokos "книга", да. bokstæf). Немецкий глагол lesen"читать" первоначально означал "подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)" и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым "читать", старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen "подбирать" и в ряде сложных существительных — Weinlese, Kartoffellese.

Английский  глагол to read "читать" первоначально значил "угадывать, отгадывать" (ср. нем. raten"отгадывать"), а глагол to write"писать" имел раньше значение "царапать, выцарапывать" (ср. нем. ritzen "царапать" и reißen в значении "чертить", а также Reißfeder "рейсфедер").

В процессе христианизации германцы знакомятся с латинским письмом (готы — с греческим), в результате чего во Франкском государстве к 9 в., а на Британских островах — к 11 в. руническое письмо полностью вытесняется латинским. Ранние таксты, написанные вульфилианским или латинским алфавитом, хронологически дифференцированы: готский (Библия Вульфилы) – 4 в., древнеанглийский (части "Англосаксонской хроники") – начало 7 в., древневерхненемецкий (глоссы) – начало 8 в., древнесаксонский (заговоры, отрывки молитв, "Хелианд") – 8-9 вв.

 В Скандинавии руническая традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции в частных записях рунами пользовались еще и в 17 в.

Латинское письмо

Широкое развитие письменности на древнегерманских языках относится к эпохе раннего средневековья (6-11 вв.) и связано с христианизацией германцев и усвоением ими греко-римской образованности. Все важнейшие социальные и культурные функции будущих национальных языков в варварских германских государствах взяла на себя латынь, единственный письменный и литературный язык того времени, язык церкви. Монастыри — главные очаги культуры, монахи и клирики — почти единственные образованные люди своего времени. Образование и письменность носили почти исключительно клерикальный характер.

Так как латынь была непонятна большинству, то первые связные записи на родном языке появились у германцев как подсобное средство при обучении латыни, а также в целях религиозной пропаганды. Западные и северные германцы для записи на своих до той поры практически бесписьменных языках обратились к латинскому алфавиту, а готы — к греческому. При этом возник целый ряд трудностей. В латинском алфавите нет букв для передачи целого ряда звуков в различных германских языках, для передачи различий гласных по долготе и краткости, открытости и закрытости. Монастырские школы кустарно приспосабливали латинский алфавит к своим нуждам, а наличие различных вполне равноправных диалектов еще более увеличивало разнобой в написании одних и тех же слов, передаче одних и тех же звуков. В латинский алфавит вносились различные изменения, главным образом, дополнения в виде новых букв и сочетаний букв (например, буква w в алфавитах большинства германских языков, сочетание букв ch для обозначения глухого заднеязычного щелевого согласного [x] и другие ). В настоящее время алфавиты германских языков, в основе которых лежит латиница, несколько отличаются друг от друга и по количеству, и по составу букв. В разных языках одни и те же буквы служат для обозначения разных звуков, а один звук может обозначаться разными буквами.

Традиционные орфографии германских языков складывались на протяжении веков, они отличаются непоследовательностью и противоречивостью, в частности, наличием в словах непроизносимых букв и не обозначаемых отдельными буквами звуков. Особенно это характерно для английского языка.

На рубеже 8-9 вв. во Франкском государстве был выработан на основе существовавших ранее вариантов латинского алфавита новый, небольшие по размеру буквы которого получили название "каролингские минускулы". Он отличался большей четкостью и упорядоченностью письма. Некоторые исследователи считают родиной каролингского минускула Италию. Однако ввиду почти одновременного совершенствования письма в разных областях, сейчас отказались от мысли искать его единый центр и источник распространения. Совершенствование письма было результатом "каролингского возрождения", растущей любви к книге, улучшившегося вкуса и техники. Общий вид букв каролингского минускула был скругленный и прямой, в Западной Европе им пользовались до 12 в., когда минускул был вытеснен "готическим" шрифтом.

Готическое письмо

Приблизительно в 11 в. в Италии на базе латинского алфавита возник новый тип письма — остроконечное монашеское письмо, с конца 11 в. распространившееся и в других странах Европы. Тогда же возник новый, пришедший на смену романскому, архитектурный и художественный стиль. Это романское изобретение более всего привилось в Германии. Возрождение ко всему средневековому относилось презрительно, а символом варварства для гуманистов были германские племена, и стиль средневековой архитектуры стали уничижительно называть "готическим". То же название получило и угловатое письмо, к готам никакого отношения не имеющее. Ученые Ренессанса полагали, что стрельчатая арка идет от связанных между собой деревьев. Джорджо Вазари в "Жизнеописаниях" пишет, что эта "уродливая и варварская манера" идет от готов. Северное ломаное письмо строилось в основном на острых углах, южное – на тупых. Кодексы очень охотно переходят на это письмо. Для большинства готических шрифтов характерно последовательное употребление заглавных букв в начале предложения, после знаков препинания, соответствующих нашей точке, в собственных именах и других словах, значение которых писец хотел подчеркнуть.

Дальнейшим развитием готического шрифта в 15 в. была т. наз. "фрактура" (нем. Fraktur от лат. fractus"ломаный") Зачатки ее мы встречаем уже в 14 в., в документах богемской канцелярии. Как печатный шрифт фрактура введена в 16 в. при непосредственном участии А. Дюрера.

В конце 15 в., в эпоху Возрождения, в Италии был создан шрифт для печатных прессов, округлые формы которого представляли собой сознательный возврат (в знак протеста против "варварского" готического шрифта) к каролингским минускулам, которые в то время считались образцом классических латинских букв (лат. littera antiqua). Начиная с 16 в., антиква получила широкое распространение в Западной Европе, были созданы ее различные варианты. В настоящее время латинский шрифт тоже представлен различными вариантами антиквы.

История германской филологии

16-17 вв. в Европе стали эпохой формирования наций и национальных языков. В европейских странах возник большой интерес к родным языкам, создаются первые описательные грамматики. Выдвигаются требования очистки родного языка от иноязычных заимствований. Выходят в свет первые словари германских языков: в 1691 г. в Германии появляется толковый словарь немецкого языка, составленный Каспаром фон Штилером "Der Teutschen Sprache Stammbaum und Fortwachs oder Teutscher Sprachschatz", а в 1774-86 гг. — многотомный словарь Иоганна Кристофа Аделунга "Versuch eines vollständigen grammatisch-kritischen Wörterbuchs der hochdeutschen Mundart". Интерес к национальным ценностям,в том числе памятникам на родных языках, проявляется и в собирании и издании ценнейших рукописей на древне- и среднегерманском языках, появляется базельское издание древневерхненемецкого Евангелия монаха Отфрида. В 1665 г. выходит комментированное издание древнейшего памятника на германских языках — "Серебряного кодекса" ("Codex Argenteus"), содержащего значительную часть текста готской Библии. Во многих странах издаются народные песни, в Германии в 1778-79 гг. появляется составленный Иоганном Готфридом Гердером сборник "Volkslieder".

Изучение отдельных германских языков навело ученых на мысль о значительном сходстве между ними. В конце 17 в. англичанин Дж. Хикс издает первую сравнительную грамматику некоторых германских языков: готского, англосаксонского, франкско-немецкого. В 1710 г. голландец Л. тен Кате создал первую готскую грамматику, а в 1723 г. — описал общие закономерности сильных глаголов в германских языках и указал на соответствия в вокализме этих языков.

Среди ученых 18 в., которые высказывали предположение о генетической связи языков и их исторической изменчивости, были такие выдающиеся умы как Готфрид Вильгельм Лейбниц и М. В. Ломоносов. Знакомство с санскритом вплотную приблизило языковедов к величайшему событию в истории языкознания – созданию сравнительно-исторического метода. Санскрит обнаружил такие черты сходства с европейскими языками и так полно объяснял их формы, что у лингвистов складывалось убеждение, что подобная материальная близость языков могла возникнуть только в результате их происхождения из общего источника. И в 19 в., когда сравнительно-исторический метод был создан, удалось научно объяснить многие соответствия индоевропейских языков и воссоздать процесс их развития, его основоположники – немец Франц Бопп и датчанин Расмус Раск. Бопп впервые описал систему спряжения санскрита в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками. Он убедительно показал, что системное сходство в спряжении глаголов в изучаемых языках может объясняться только одной причиной — общностью их происхождения. Раск доказал общность германских языков и наметил некоторые важные звуковые соответствия между ними и другие индоевропейскими языками. Большое значение в разработке метода имела "Немецкая грамматика" Я. Грима ("Deutsche Grammatik").

 

Родство языков и язык-основа

Предпосылка применения сравнительно-исторического метода — возможность распада языков, возможность происхождения группы родственных языков из одного источника. Распад языкового единства, в результате которого возникла индоевропейская семья, относится предположительно к третьему тысячелетию до н.э. Общий язык получил название языка-основы или праязыка (нем. Ursprache). В отдельных случаях язык-основа известен — например, так называемая "народная латынь" для романской группы. Чаще он представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель, систему научных фактов, полученных с помощью сравнительно-исторического метода. Восстановление служит выяснению того, что в каждом языке сохраняется от древнейшего языкового состояния или возникает как результат действия общих тенденций, а что является результатом самостоятельного развития каждого из языков.

Процесс распада языка-основы не есть прямолинейное расчленение существовавшего некогда единого целого. Предполагают, что уже и общеиндоевропейский, и общегерманский делились на диалекты. Дифференциация в определенных условиях могла сменяться сближением, смешением с неродственными языками, получившими в сравнительно-историческом языкознании название субстрата (подслоя). Язык, накладывающийся на субстрат, называют суперстратом.

Установление исторических связей родственных языков или диалектов одного языка на основе материальных соответствий между ними дополняется методикой изоглосс, т. е установлением границ общих фонетических, грамматических или лексических признаков. Область распространения этих признаков называют ареалом.

Восстанавливаемые с помощью сравнительно-исторического метода гипотетические языковые праформы — архетипы отличаются большой точностью. На основании сравнительно-исторического метода выделяют 13 индоевропейских языков и языковых групп:

  1. Хеттский
  2. Тохарский
  3. Индийская группа
  4. Иранская группа
  5. Греческая группа
  6. Кельтская группа
  7. Италийская группа (главный представитель — латынь)
  8. Романская группа
  9. Германская группа
  10. Балтийская группа
  11. Славянская группа
  12. Албанский язык
  13. Армянский язык

Данная классификация является генетической, так как основана на признаке происхождения из общеиндоевропейского языка-основы.

Meтодика сравнительно-исторического анализа

Приведем некоторые приемы сравнительно-исторического метода:

  1. Доказательство материального родства языковых фактов. Решающее значение имеет регулярность и системность соответствий.
  2. Внешняя, или сравнительная, реконструкция и внутренняя реконструкция. Восстановление архетипа (первоисточника) производится на основании сравнения языковых единиц родственных языков (внешняя реконструкция) или разноэтапных фактов одного языка (внутренняя реконструкция). Реконструированная форма в лингвистических работах обозначается *.
  3. Определение хронологии, главным образом, относительной хронологии, т.е. последовательности или одновременности языковых фактов относительно друг друга.
  4. Определение ареала языковых явлений. Каждое языковое явление имеет свои границы распространения, и нередко достаточно расставить имеющиеся материалы в географическом порядке, чтобы понять исторический процесс.

Общеиндоевропейские черты германских языков

Ударение и система фонем

Ударение. В общеиндоевропейском ударение отличалось двумя особенностями. Первая особенность — повышение голоса (тона) на одном из слогов. Это — тоническое, или музыкальное, ударение в противоположность динамическому, связанному с силой выдоха. Вторая особенность — ударение свободное, т.е. могло падать на любой слог. В общегерманском свободное ударение сменилось фиксированным на начальном (корневом) слоге. Тоническое ударение уступило место динамическому. В настоящее время оно наличествует в шведском и норвежском языках, а также в некоторых датских диалектах.
Гласные. Для позднего общеиндоевропейского м.б. восстановлена система, состоящая из пяти кратких и пяти долгих гласных: e, o, a, i, u.
Согласные. По способу образования делились на сонорные, щелевые и смычные.

Морфологическая система

Многие черты германского морфологического строя унаследованы от общеиндоевропейского единства. Общегерманский был языком флективного строя, обладал развитой системой склонения и спряжения. Имена существительное и прилагательное состояли из трех морфологических элементов: корень — основообразующий суффикс — окончание. Корень — носитель лексического значения, в чистом виде он не функционировал. За корнем шел суффикс, который оформлял основу и определял подкласс имени. Окончание присоединялось к основе и было показателем грамматического рода, числа и падежа. Значение большинства основообразующих суффиксов не поддается даже приблизительному определению. В древнейших индоевропейских языках они уже выступают как формальные показатели именной основы. Может быть, они были показателями класса предметов, объединенных по особому признаку — "классными показателями". Поэтому считается, что деление по основам восходит к глубокой древности и предшествует делению по родам. В период индоевропейской общности уже существовало три рода: мужской, женский и средний. Тот факт, что к одному и тому же типу основ могли относиться существительные разного грамматического рода, подтверждает предположение о первичности деления по основам.

Большинство глаголов также характеризовалось трехморфемной структурой: корнем, обозначающим действие или состояние, основообразующим суффиксом, который в глаголах часто имел словообразующую или формообразующую функцию, и личным окончанием. Для общеиндоевропейского важно также понятие тематических и атематических основ. Именные и глагольные основы называются тематическими, если оканчиваются на -е-, чередующееся с -о-, и атематическими, если они оканчиваются на шумный согласный или сонант.

В общеиндоевропейском существовало большое число слов, отличавшихся индивидуальными особенностями склонения и спряжения, а также существенное количество супплетивных образований Парадигматическое многообразие – отличительная особенность древнейшего состояния индоевропейского языка-основы Общегерманский унаследовал основную черту морфологии общеевропейского — флективный строй. Но даже в древнейших памятниках германских языков, за исключением самых древних рунических надписей и отчасти готского, трехморфемная структура слова почти не сохранилась По-видимому, уже в общегерманский период действовала тенденция к выделению корня как носителя лексического значения и окончания как формального показателя, т.е.тенденция к развитию двуморфемной структуры. В дальнейшем, в соответствии с германскими законами, окончания подвергаются редукции.

В общегерманском получают дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся в общеиндоевропейском:

  • замена более архаичных атематических основ тематическими;
  • ограничение индивидуальных нерегулярных парадигм за счет распространения регулярных;
  • рост удельного веса продуктивных производных основ.

Лексика

В словарном составе германских языков выделяется древнейший слой, восходящий к общеиндоевропейской эпохе.

Имя существительное

Имена существительные общеиндоевропейского происхождения делятся на несколько тематических групп:

1. Термины родства:
Отец: скр. pitár, гр. patér, лат. pater, гот. fadar.
Мать: скр. mātár, гр. mātér, лат. māter, да. mōdar.
Брат: скр. bhrātar, гр. phrātōr, лат. frater, гот. brōÞar.
Сестра: скр. svāsar, лат. soror, гот. swistar.
Кроме того: сын, дочь, сноха, свекор, свекровь, деверь, золовка, зять и другие

2.Название животных и растений:
Вол и корова: скр. pāzuh, лат. pecus, гот. faihu, двн.fihu.
Волк: скр. vŕkah, гр. lýkos, лат. lupus, гот. wulfs.
Журавль: гр. géranos, да. cran, свн. krane.
В этот же слой входят жеребец, кобыла, козел, собака, медведь, мышь олень, птица, муха, оса, червяк и другие
Названия деревьев реже имеют индоевропейскую этимологию и обычно встречаются в меньшем количестве языков:
Дерево (растение и материал): скр. dāru, гр. dóru, гот. triu.
Бук: гр. phēgós, лат. fagus, двн. buohha.
А также береза, ольха, ива, дуб, ряд злаков.

3.Названия частей тела:
Некоторые изоглоссы названий частей тела охватывают весь индоевропейский ареал, другие характеризуют большее или меньшее число индоевропейских языков, но не вcе эти языки:
Сердце: скр. hrd-, гр. kardia, лат. cord-, гот. haírto.
Зуб: скр. dán-, гр. odōn, лат. dēns, гот. tunÞus, двн. zand.
А кроме того: колено, ухо, печень, кровь, глаза, уши и другие

4.Названия географических понятий. и явлений природы:
Море: лат. mare, гот. mar— , двн. meri.
Снег: лат. nix, гр. nipha, гот. snaiws, двн. snēo.

5.Названия других предметов:
Колесо: лат. rota, двн. rad.
Судно: скр. nauh, гр. naūs, лат. nāuis.

Глагол

Древнейшие глагольные корни служили для обозначения как обыденных действий, так и отвлеченных понятий: жить, умирать, пить, есть, спать, бодрствовать, лизать, кусать, видеть, слышать, думать, знать, идти и другие
Знать: скр. jnāyate, лат. cognōscō, гот. kunnan.
Спать: скр. svāpiti, двн. swefan.

Имя прилагательное

Древнейшими индоевропейскими прилагательными были: новый, старый, молодой, древний.
Новый: гр. ne(w)os, лат. novus, гот. niujus, двн. niuwi.
Красный: скр. rudhiráh, гр. eruthrós, лат. ruber, гот. rauÞs.

Местоимение

Большинство германских личных, указательных, вопросительно-относительных и возвратных местоимений имеют общую индоевропейскую этимологию. Формы, образованные супплетивно, по-видимому, восходят к самостоятельным местоимениям, и тоже связаны генетически.
Я: скр. aham, гр.egō(n), лат. ego, гот. ik.
Меня: скр. mām, гр. emé, лат. , гот. mik.

Числительное

Древнейший по происхождению класс слов, все они имеют индоевропейские параллели:
Восемь: скр. astā, гр. oktō, лат. octō, гот. ahtau.
Сто: скр. ξatam, гр.(he)-katon, лат. centum, гот. hund.

Дополнительно см.: Приложение к лекции 6