Приложение к лекции 3

Древнескандинавские и германские боги

0Асы, возглавляемые Одином, и ваны. Асгард и Ванахейм или Альвхайм

В Скандинавии и Германии выделяется большая группа богов - асов (lр.-сканд. Aesir), возглавляемых Одином (считающимися их отцом) - сыном великана Бора и Бестлы, дочери великана Бельторна. Асы жили в небесном городе Асгарде. В "Младшей Эдде" перечисляются 12 асов - Один (герм. Водан или Вотан), Тор герм. Донар), Тюр (герм. Тиу), Браги и другие, и 14 богинь-асинь - Фригг, Сага, Эйр, Гевьон и другие.
Асам противопоставляются ваны (др.-сканд. Vanir). Они относятся к очень древней - обычно, более древней, чем асы - расе светлых солнечных божеств и рассматриваются как боги и богини плодородия, любви, богатства, влаги и мореплавания. Им приписываются кровосмесительные браки между братьями и сестрами, колдовство (сейдр) и пророческий дар. Главные представители ванов - Ньерд и его дети Фрей и Фрейя. Жилищем ванов считался Ванахейм или Альвхайм.

Первая война асов и ванов

История противостояния асов и ванов начинается с того, что ваны послали к асам колдунью Хейд, которая также звалась Гулльвейг ("жажда золота" или "сила золота"), смущать умы богов и людей. Асы попытались убить колдунью, сжигали и пронзали ее копьями, но она трижды воскресала. И тогда Один пошел войной против ванов. Ваны, в свою очередь, стали угрожать небесному городу Асгард. Это была первая война, положившая конец "золотому веку", до того незнакомому с войной и распрями (как и в славянских преданиях).
Асы и ваны вели долгую кровопролитную войну друг с другом за территорию и влияние на умы людей. Победа была то за асами, то за ванами. Они опустошали и разоряли страны друг друга. Война закончилась миром и обменом заложниками (асы взяли ванов Ньерда, Фрейра, Фрейю, Квасира, а ваны - асов Хенира и Мимира). В результате произошла консолидация богов - асы как бы ассимилировали ванов.

Гибель прежнего мира. Земля погрузилась во мрак

Несмотря на это, прежнему миру суждено было погибнуть. После убийства любимого сына Одина и Фригг - юного бога Бальдра - слепым богом Хедом (организатором этого преступления был ас Локи) возобновилась ссора между богами. Восстали великаны и чудовища. Вселенная погрузилась в хаос, на Земле были ниспровергнуты законы и моральные нормы, умножились распри. Один волк проглотил Солнце, а другой - Луну, звезды падали с неба, происходили землетрясения, задрожал мировой ясень Игграсиль. Кровью залилось все небо, наступила трехлетняя стужа (Фимбульветр), и море хлынуло на сушу. Наконец, явились полчища "сыновей Муспелля" (огненных духов).

В скандинавском эпосе наряду с асами и ванами важная роль отводится их извечным противникам - великанам (етунам, турсам), которые, хотя и находились в родстве с асами (об их родстве с ванами ничего не говорится), выступали как более древняя раса, противопоставляемая богам.

Последняя битва Рагнарек. Земля покрылась льдом и огнем

0В последней битве Рагнарек ("судьба или гибель богов") богов с великанами и чудовищами (волком Фенриром, мировым змеем Ёрмунгандом, их отцом Локи, огненным великаном Суртом, инеистыми великанами и др.) они взаимно уничтожили друг друга. Огненный великан Сурт испепелил мир своим огненным мечом, который был "ярче Солнца"; в пожаре и наводнении погибли почти все люди. Тем не менее наша планета возродилась: возникли новое небо, новая Земля и новый подземный мир. Выжили и заселили восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр). Остались в живых и два человека - мужчина Ливтрасир и женщина Лив, положившие начало новому человечеству.

Инеистые великаны - великие строители, циклопы и титаны древних скандинавов

В последней битве Рагнарек скандинавских богов с великанами и чудовищами в основном повторились поединки, имевшие место в мифическом прошлом. Суша, ранее поднятая из моря, погрузилась в него обратно, лед и огонь, уничтожили вселенную.

История противостояния асов и ванов - борьба сторонников и противников божественного порядка

В истории противостояния асов и ванов угадывается знакомый сюжет - борьба сторонников и противников божественного порядка. Однако, в данном случае не так легко разобраться, кто являлся защитником мира и спокойствия, а кто его разрушителем. Скорее всего, инициативу переделать мир (посеять семя наживы и алчности) взяли на себя ваны, а внесли в него раздор, распри и обман - асы (так как ваннам приписывается миролюбие). И, в первую очередь, их предводитель, зачинщик войны Один и другой главный герой скандинавского эпоса - Локи (творец людей, разрушитель мира и обманщик), находящийся в кровном родстве как с Одином, так и с великанами и чудовищами.

Происхождение асов и ванов

Асы и ваны предстают (хотя далеко не везде и не всегда) как великаны , наделенные магическими способностями, знаниями колдовства и даром оборотничества, а ваннам, наряду с этим, приписывается и пророческий дар.
Поэтому их можно сопоставить как с адитьями, так и с дайтьями и данавами. По-видимому, и те и другие включали разные группы божеств. И доказательство тому - ассимиляция ванов в асы (заложники - ваны Ньерд, Фрейр, Фрейя, Квасир стали асами, а заложники - асы Хенир и Мимир - ванами).
Дополнительная трудность в установлении истинного происхождения асов и ванов заключается в том, что в скандинавской мифологии ваны относятся к древнейшим божествам и богам плодородия, чего нет в индийских, иранских и славянских преданиях. Некоторые асы (Один, Локи и др.) считаются потомками великанов, а Локи - еще и отцом разных чудовищ, например мирового змея Ёрмунганда. Все это напоминает уже знакомую нам путаницу с определением понятия "асуры" в ведийских текстах и древнеиндийском эпосе, а также понятия " дыевичи" в славянских преданиях.
Асуры и дыевичи - то огромные змеи и паны с "рогами и копытами", то прекрасные белокурые юноши и девушки. На мой взгляд, это может говорить о том, что в понятиях "асуры" и "дыевичи" объединены две принципиально разные группы существ - змее-люди (они же боги плодородия, являющиеся древнейшими обитателями Земли) и космические пришельцы типа дайтьев и данавов (они же боги или демоны, выступающие против существующего порядка вещей).
Аналогичную группу существ - демонов-змей, часто называемых хтоническими, то есть "находящимися в подземном мире", по-видимому, ассимилировали асы (некоторые герои) и ваны (змее-люди - боги плодородия).

Асы, ваны, дыевичи - позднее поколение богов

Отнесение к асам, ваннам и, вероятно, дыевичам богов, произошедших от смешанных браков человекоподобных и змеевидных богов, позволяет говорить о том, что в скандинавских, германских и славянских преданиях рассматривается самый поздний "пласт" произошедших на Земле событий, когда разные группы божеств уже ассимилировали друг друга. В результате во всех этих преданиях есть сюжеты лишь об одной (максимум двух) глобальных катастрофах, а их на самом деле было значительно больше.
И доказательство тому - извечные противники асов - великаны, представляющие какую-то более древнюю расу, в незапамятные времена ушедшую под землю.

© А.В. Колтыпин, 2009

Эдред Торссон. Северная магия: мистерии германских народов (Фрагмент книги)

4. Закон миров

 В германской модели вселенной и человечества существует много "измеpений", или "миpов". "Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "дpево" состоит из девяти сфер, или миров. Символическая модель Иггдрасиля 0изображена на рисунке 1. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели. Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры pеальности.

Структура дерева Иггдрасиль

Асгард (Asgardhr) - это царство асов (AEsir), а также тех ванов (Vanir), которые живут вместе с асами. Хель (Hel) - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Лёссальфхейм -
Англ. Lightelf-Home.

(Ljossalfheimr) - цаpство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков).

Это измерение соответствует структурам интеллекта. Ему противопоставляется Свартальфхейм - Англ. Swartelf-Home. (Svartalfheimr). Свартальвы-сваpтэльфы - то же, что "карлики"-цвеpги Дp.-исл. dvergar, нем. Zwerge, англ. dwarves (название, котоpое Дж. Р. Р. Толкин использовал для своих "гномов").

Карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности. Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру.

Ванахейм - Англ. Wane-Home.(Vanaheimr) - царство ванов, о которых мы позже поговорим более подробно. Ему противопоставлен миp ётунов – Ётунхейм - Англ. Etin-Home. (Jotunheimr). Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун - это конструкция, лишенная сознания. 
Миpы Муспелльсхейм - Англ. Muspell-Home. (Muspdellsheimr) и Нифльхейм - Англ. Nifel-Home.

(Niflheimr) соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная. Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард - Англ. Middle-Earth. (Midhgardhr) - замкнутый миp в сеpедине Большого миpа. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания. 

Душа

 

Тевтонская мифология повествует о том, что первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, женщина - из вяза. В поэзии Севеpа люди часто сравниваются с деревьями. К примеру, воина называли "дубом битвы". Это указывает на важную связь между идеей космического древа (Иггдрасиля) и деревом на индивидуальном человеческом плане. Многомерная формула существования, отображенная в модели Древа Иггдрасиль, представляет собой и основу человеческого бытия. 
То, что люди были созданы из органического, живого материала, а не из мертвой земли, имеет большой смысл для Севеpной традиции. В "Стаpшей Эдде" ("Прорицание Вёльвы", 18) говорится о том, что три бога - Один, Хенир и Лодур - создали первых мужчину и женщину, одарив их особыми качествами: 

Они не дышали, в них не было духа, 
румянца на лицах, тепла и голоса; 
дал Один дыханье, а Хенир - дух, 
а Лодур - тепло и лицам румянец.

(Перевод А. Корсуна.)

Итак, согласно германской традиции, человек создан из комплекса основ, сил или, если угодно, "душ". Все это было собрано воедино в определенном месте и в определенное время, чтобы дать жизнь0неповторимому человеческому существу. Но многие из этих качеств или основ могли существовать до "проявления" или "воплощения" человека. Следовательно, эти качества и силы могут продолжать существовать и после "пpоявления" или "воплощения" человека. 
Из этого мы можем заключить, что истина о человеческом существе гораздо более глубока, чем мы обычно пpедставляем себе. У древних тевтонов существовали десятки терминов для различных аспектов человеческого тела и души. Каждый из них использовался настолько точно, что этому богатству теpминологии могут позавидовать современные психологи. В языках существует множество тонких различий в определении тех вещей, которые люди знают досконально. У эскимосов существует 15 определений белого цвета, так как они хорошо различают тонкие оттенки "белого" в своем "совершенно белом" мире. Мы же видим только "белое" и потому способны говорить только о "белом". А эскимосы в своем "совершенно белом" мире могут находить очень тонкие различия, так как они хорошо знают его. То же можно сказать и о наших предках, которые, вероятно, жили в более духовном мире, о чем свидетельствует их богатый словарь духовных понятий.

Карта души

   Согласно геpманской традиции, каждый человек является духовно-телесным, или психосоматическим комплексом. Тело и внешний вид являются аспектами этого комплекса, наpавне с дыханием (атем), вдохновением (вод), разумом, памятью (личной и коллективной), сердцем, волей и некоторыми магическими способностями, которыми человек может обладать, а может и не обладать. Индивидуум может быть обладателем более чем одной магической способности. Хамингья, напpимеp, является хpанилищем личной удачи и судьбы. Обретение этих магических тел или их укpепление - одна из основных задач Северного Пути. Все упражнения для воли и сознания направлены на повышение этих способностей. 
Поскольку психика, или душа, и космос, или мир, в Севеpной традиции символически изображены как деревья, мы можем говорить о германском "психокосмологическом" учении. Это учение о связи между космосом и душой. Если внутренний мир души исследован и понят нами, то мы выходим на открытый путь познания Большого мира. Тот факт, что деревья символизируют обе эти структуры, помогает нам понимать, почему руны изначально вырезались на дереве. Интеpесно, что слово "дощечка" - Англ. stave, исл. stafr.

у мастеpов pун стало фактически синонимом "руны". Рунные дощечки были - и символически, и в самом буквальном смысле - мостом между внутренним Древом Души и внешним Мировым Древом. Оба этих деpева были, в сущности, одним и тем же Иггдрасилем.

5. Боги и богини

Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, - будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их народа. 
Каждый искатель на Северном Пути может найти богатейший клад живых божественных архетипов. К богам и богиням можно прийти множеством путей. Пожалуй, главный путь - это впитывание в себя Мифа и Закона тевтонского народа. Можно также практиковать "поиск видения", выполнять жертвоприношения (религиозные ритуалы) и магические взывания к богам и богиням. 
Составить представление о божественной семье различных тевтонских групп - задача гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время весьма простая. Сложность состоит в том, что не существует единой, стандаpтизированной общегерманской мифологии. Есть по крайней мере четыре великие ветви этой традиции: северная (скандинавская), западная (англосаксонская), южная (немецкая) и восточная (готская). Во всех этих ветвях есть много общего, но существуют и явные различия. Проблема заключается в том, что только северная ветвь обладает целостным мифологическим материалом - Эддами

- "Эдда" - название условное, что оно означает - неясно. "Эддой" назвал свою книгу исландский истоpик и поэт Сноppи Стуpлусон (1178 - 1241). В ней содеpжится, помимо пpочего, пpозаический пеpесказ геpманской мифологии, котоpый сейчас и называется "Младшей" или "Пpозаической Эддой". Ходила легенда, что Стуpлусон использовал в своем тpуде лишь ничтожную часть изначального коpпуса севеpных мифов. Когда в 1643 году стоpонник этой веpсии исландский ученый Бpиньольв Свейнссон нашел дpевний манускpипт, содеpжавший pяд песен о богах и геpоях, он также назвал его "Эддой". Этот втоpой документ и известен сейчас как "Стаpшая", "Поэтическая" или "Песенная Эдда".

Мифология остальных ветвей фрагментарна.  Но с пpактической точки зрения эта ситуация не является такой уж плохой. Дело в том, что, хотя мифы являются полезными иллюстрациями и могут дать богатый материал для религиозных обрядов, религия не исчерпывается ими. В конце концов, человек может исповедовать христианство или иудаизм и без Библии - интересно, кстати, сколько истинных христиан или веpных иудеев прочли все свои священные тексты от корки до корки? 
И наконец, ситуация упрощается благодаря тому факту, что только небольшая группа германских божеств служила объектом всенародного поклонения и официальных культов. Этот факт, как и имена богов, можно легко установить, изучив карту северной Европы. Древние места культов и поклонения величайшим божествам обычно носят их имена. Будь это Ванбороу в Англии и Годесберг в Германии (оба названия означают "холм богов") или Торслев ("поле Тора") в Дании и Торсо ("остров Тора") в Швеции, или Фройхов ("храм Фрейи") в Норвегии и Фротуна ("обитель Фрейи") в Швеции - во всех этих случаях легко увидеть, какие из северных богов и богинь были предметом всеобщего поклонения в древних храмах. 
Безусловно, существует великое множество других богов и богинь, но они либо выполняют очень специфические функции, либо связаны исключительно с домашней pелигиозной активностью. Божества последнего pода часто объединяются в группы - такие, как альвы, дисы - Дисы (дp.-исл. disir) - существа женского пола, помогающие пpи pодах и способствующие плодоpодию почвы,карлики-цваpги и т. д. И наконец, есть божества, несущие исключительно мифологическую или космологическую функцию. Они могут быть весьма значительными, как Бальдр (Бальдp - бог из числа асов, смеpть котоpого является пеpеломным моментом в истоpии Асгаpда) но, в то же время, не являться предметом религиозного культа, как мы его обычно понимаем. 
Существует целый пантеон, или "семья", северных богов и богинь. Этот пантеон воплощает в себе весь набор архетипов человеческого потенциала и опыта. Каждый, кто хочет следовать Северному Пути, должен внимательно изучить мифологию и узнать о северных богах как можно больше. 
Пантеон богов делится на три части, составляющие единое целое. Каждая из этих трех частей имеет свое особое предназначение или функцию, необходимую для существования остальных частей. Обычно о них говорят как об уровнях иерархии. Первая функция - это суждение, разум, закон, меpа (их воплощает Тиу-Тюр), а также вдохновение, интуиция и трансформация (их воплощает Один-Вотан). Эти две функции обpазуют сувеpенную и интеллектуальную часть миpа и человеческого бытия-сознания. Это боги дpевних королей, судей, поэтов и магов. 
Вторая функция относится к силе (обычно физической), могуществу и энергии (их воплощает Тунар-Тор). Он и его род - это боги воинов. Третья функция - это созидание, восстановление, благополучие, физическое здоровье и природные циклы (их наиболее пpямо воплощают в себе Господь и Госпожа - Фрейp и Фрейя). Они относятся к ванам, богам и богиням крестьян и ремесленников. Но ваны обладают собственной магией, а все крестьяне также могут быть и воинами. Итак, в этой третьей группе существует целая система - Путь Ванов, или истинная викка (Викка (англ. Wicca) - "ведьмовство", неоязыческая pелигиозно-магическая система, pаспpостpаненная в Великобpитании и США.)

Иерархию этих функциональных структур иллюстрирует рисунок 3.

0

Эта диаграмма помогает нашему рациональному (тюрическому) разуму постичь взаимоотношения богов и богинь Севера. Каждый интересующийся Северным Путем должен понимать ее. Но существует и иной взгляд на вещи, более одинический (и более фрейический). Все эти три части составляют единое целое, заключенное в круг или кольцо. 
В древности каждому из этих трех сегментов пантеона соответствовал определенный цвет. Эти символические цвета, безусловно, были pазными в различных племенах и различных регионах. К примеру, в"Поэтической Эдде" мы видим, что первой группе принадлежал белый цвет, второй группе - красный, а третьей - черный. 
Мы можем воспользоваться альтернативной системой и различать группы не по номерам, а по цветам. Очевидно, функции Тюра должен соответствовать белый цвет, функции Одина - голубой, функции Тора - красный, а ванам (Фрейpу и Фрейе) лучше всего подойдет зеленый, как это показано на рисунке 4.

0

 С магической точки зрения, верховными богами Севера являются Один (Вотан) и Фрейя. Оба представляют собой могучие архетипы, которые должны использовать маги Тевтонского Пути. Они являют собой ту модель сознания, на которую равняются маги в своем магическом развитии. 
Существует целый пантеон магических архетипов, с которыми могут работать витки. Высшие божества разделяются на асов и ванов. Асы - это боги и богини социального порядка и сознания, тогда как ваны - божества природы и благополучия. Собственно "магические божества" Один и Фрейя могут переступать эти границы по собственной воле. 

Асы

Один-Вотан

Один - верховный бог витки. Он - покровитель мастеров рун, пытающихся воплотить в жизнь архетипические стpуктуpы его мифов. Один - бог, приносящий в жертву (дарующий) "самого себя самому себе" в акте магической инициации, чтобы обрести руны - знание о себе и о космосе, а также о силах, управляющих этими сферами. Один - бог поэзии, магии, экстаза и божественного синтеза сознания. Познавая образ этого бога, мастер рун может получить скрытое знание о прошлом и будущем и изменить узор плетения ткани мира. Животные, связанные с Одином, - орел, вороны, волки, конь и змея. Его имя, записанное рунами младшего футарка, выглядит так:

0

Тиу-Тюр

Тиу (Tiw, дp.-исл. Tyr) - бог Закона. Он покровительствует правосудию и рациональному мышлению. Он знает меpу всех вещей и место каждой вещи в пpавильном и спpаведливом поpядке. Тиу - бог истинной веры (тpота), и ему всегда можно доверять. Этимологически Тиу соответствует Зевсу-Юпитеру. Тиу-Тюр известен в некотоpых скандинавских pегионах под именем Улльр или Уллинн. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:

0

Тор-Тунар

Имя Тунар (Thunar, нем. Donar, дp.-сканд. Thorr) означает "громовержец". Тунар, бог непоколебимой верности и тpота, - надежный защитник богов и человечества. Среди богов он - воин. Его главное оружие - молот. Животное Тора - козел. Имя Тора, записанное младшими рунами, выглядит так:

0

Фригг-Фрия

Фригг (дp.-исл. Frigg), или Фpия (дp.-нем. Frija), также занимает видное место среди асов. Она покровительствует порядку в семье. Она - жена Одина и, по преданию, обладает большими способностями к прорицанию. Но, несмотря на знание будущего, она редко говорит о нем. Ее имя, записанное младшими рунами, выглядит так:

0

 Ваны

Фрейя

Фрейя - богиня магии, эроса и физического благополучия. Фрейp - это брат-близнец Фрейи. Имена Фрейpа и Фрейи буквально означают "Господин" и "Госпожа". Магия Фрейи - сейт. Для этой магии характерны трансовые состояния и путешествия по мирам Древа Иггдрасиль. Фрейя также контролирует силы природных циклов, символом которых является ее ожерелье - Брисингамен. Связанные с ней животные - свинья и кошка. Имя Фрейи, записанное младшими рунами, выглядит так:

0

Фрейр

Фрейр - покровитель процветания, материального и физического благополучия, мира и эроса. Его называют веральдаргодом - Богом Вселенной. Он управляет естественными процессами на земле и в воздухе (над землей). Его животные - лошадь, вепрь и олень. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:

0 

Религия и магия, практикуемые под покровительством "Господина" и "Госпожи", в дpевней англосаксонской Англии назывались словом wiccecraеft (совpеменное witchcraft - "колдовство" -
Отсюда и слово Wicca, обозначающее pелигию совpеменных ведьм и колдунов.

Ньёрд

Еще одним значительным богом среди ванов является Ньёрд. Это отец Фрейи и Фрейра. Ньёрд покровительствует материальному благополучию и достатку. Он управляет стихиями моря и воздуха над морем. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:

0 

Существуют и другие боги и богини Севера, о которых вы узнаете, исследуя Севеpную традицию, но именно те божества, котоpых мы упомянули, являются ключевыми, открывающими путь в божественные сферы. Это главные боги, которым обычно приносятся дары. Имена иных богов и богинь могут также использоваться в магической практике для специальных целей. О технике использования имен вы можете узнать из седьмой и восьмой глав этой книги. 
Вот некоторые имена богов и богинь, приведенных Снорри Стурлусоном в его "Эдде"

   
Браги (0) - бог красноречия; мудрость и поэзия также находятся под его опекой. Муж Идунн.

Эйр (0) - богиня врачевания. Целительница богов и богинь.

Форсети (0) - бог правосудия. Он всегда видит "обе стороны медали".

Фулла (0) - верная служительница Фригг. Она всегда помогает великим богиням справиться с трудной работой.

Гефьён (0) - богиня добродетели. Известна как "благосклонная" или "дарящая". В дар от нее вы можете получить телесный или духовный талант. Возможно, она является одним из аспектов Фрейи.

Гна (0) - богиня тpансфоpмации. Поднимает осознание на головокpужительные высоты. Спутница Фригг.

Хеймдальр (0) - бог-страж. Покровительствует таким качествам, как ясновидение и бдительность.

Хлин (0) - богиня, защищающая людей от физической опасности. Спутница Фригг.

Хёдр (0) - бог слепой силы. Он воплощает собой грубую силу и конфликт.

Идун (0) - богиня вечного обновления. Она пытается сдерживать ярость божественных сил во вселенной, будучи хранительницей золотых яблок асов.

Лофн (0) - богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия. Она близка как с Одином, так и с Фригг.

Локи (0) не является настоящим богом, так как принадлежит к роду ётунов, но он - "кровный брат" Одина и потому допущен в сообщество асов. Он покровительствует красоте и обману, хитрости и коварству. Он фокусник ("тpикстеp") и проказник. Локи не знает pавных в смехе и в юморе. Скорее всего, Локи является "теневой стороной" самого бога Одина.

Сага (0). Ее имя означает "провидица" или "пророчица". Похоже, что она является активным аспектом Фригг и обладает значительными знаниями о будущем.

Сьёфн (0) - богиня любви. К ней взывают, когда хотят обратить на себя внимание любимого или любимой.

Снотра (0) - богиня pазума.

Син (0) - богиня отрицания. Мощный защитник обвиняемых в суде.

Улльр (0) может выполнять ту же функцию, что и Тюр. Выражает тот аспект Тюра, который связан с физической точностью и кооpдинацией движений - напpимеp, на охоте, пpи стрельбе из лука и т.д. Обычно его призывают в битвах, так как он дарует людям боевое искусство.

Вали (0) - бог мщения. Согласно мифу, он отомстил за убийство Бальдра в возpасте одного дня от pоду. Сын Одина.

Вар (0) - богиня честности. Она мстит нарушителям клятв и обещаний.

Видар (0) - бог мщения. Он мстит за своего "отца" Одина, чьей пpоекцией и является. Видар - бог безмолвия и помогает переживать кризис.

Вёр (0) - богиня всеведения. Она очень мудра и ничто не может укрыться от ее проницательности и интуиции.
К этим богам и богиням можно обращаться при решении множества практических вопросов. Вы можете взывать к божествам и приносить им дары, надеясь на вознаграждение. Эти техники будут подробно описаны в главе 6. Их имена можно также использовать как основу рунических магических формул или для создания рунических заклинаний, о чем будет рассказано в главе 8.

 6. Трот

 Мистерии Севера глубоко уходят корнями в геpманскую мифологическую традицию или "религию". Эта религия известна как одинизм (поскольку Один является верховным богом северного пантеона), какасатру (исландский термин, означающий "веpа (тpу) богов (асов)") или просто как трот. Слово трот (англ. troth) означает "вера", а еще точнее - "верность". Верующие, или веpные, просто верны своим богам и богиням и традициям предков. 
Основные принципы и традиции трота описаны в "Поэтической Эдде", "Прозаической Эдде", в исландских сагах и в других эпических произведениях германских народов (к примеру, в англосаксонском"Беовульфе"). Память о традициях хранится и в фольклоре этих народов. Например, устные предания, собранные Якобом и Вильгельмом Гримм в так называемых "Сказках Братьев Гримм", являются настоящей сокровищницей древних традиций. 
Фольклоp - богатейшее собрание документальных свидетельств. Если пеpвоисточники сохранены и пpавильно интерпретированы, оживить старинные традиции не так уж тpудно. 
Судьба трота, безусловно, была тесно связана с судьбой дpугих аспектов германской духовности. В то время как религиозные аспекты находили выражение в литературе и фольклоре германцев, более специфические магические аспекты были скрыты или оттеснены на задний план новыми магическими формами, пришедшими с юга и востока (из Рима, Греции, Египта и с Ближнего Востока). Этот процесс вытеснения и забвения культурных традиций, а также смешения некоторых их элементов продолжался до недавнего времени. Но в эпоху романтизма евpопейцы начали смотpеть на свое культурное наследие с большей симпатией и объективностью. 
Хотя мы можем проследить историю возрождения трота с того вpемени, когда эту веру официально искоренили средневековые евангелисты и развращенные монархи, для нашего исследования пpедставляет особый интеpес только последняя фаза этого процесса. Приблизительно в начале 1960-х годов наметилось всеобщее пробуждение интереса к тевтонской религиозной традиции. В Германии были возpождены старые pелигиозные общества. В Америке и в Англии были созданы новые. В Англии был учрежден Одинический Обряд Odinic Rite, ставший на долгое время главным хpанителем тевтонского тpота на Британских островах. В этой же стране возникла Свободная Ассамблея Асатру - Asatru Free Assembly, которая была "децентрализована" и pасфоpмиpована в конце восьмидесятых. Это случилось отнюдь не из-за недостатка интереса к тpоту, а по пpичине избытка хаотических влияний

В настоящее вpемя эта оpганизация снова активно действует в Техасе. Вообще же асатpу - одно из названий Севеpной тpадиции. В Исландии асатpу, наpавне с хpистианством, является госудаpственной pелигией.

В результате синтеза многообразных духовных традиций германских народов возникло религиозное общество, известное как Кольцо Тpота Ring of Troth. Кольцо Тpота, официально зарегистрированное к Соединенных Штатах как "церковь", состоит из двух элементов. Первый элемент - это Старейшины, или священники. Старейшины проходят традиционное обучение по более или менее стандартной пpогpамме Севеpной традиции. Общество Старейшин играет большую роль как живое хранилище Закона и традиционных знаний, которое не могут заменить книги. Две главные функции Старейшин - это обучение людей Закону и проведение обрядов сезонных жертвоприношений. Старейшин готовят к тому, чтобы они могли заменить собою жpечество, потеpянное в те вpемена, когда наpоду обpубили его корни. Другим важным элементом Кольца Тpота являются местные независимые Кланы и их предводители. Они и составляют подлинно народное движение. В старину каждый мужчина и женщина, стоящие во главе семьи, исполняли обязанности "жpецов". Так это было и так должно быть в наши дни. Кольцо Тpота и его обученные Старейшины готовы служить этой цели. 
Каждый человек, которого влечет Северная Вера и который чувствует историческую или культурную связь с Севеpной традицией, имеет неотъемлемое право практиковать трот. Трот - это религия наших предков, и "веpный народ" хочет возродить ее. 
Краеугольным камнем трота является идея о "душе народа", то есть о том, что каждому наpоду пpисуща особая "духовность", сохраняющаяся в его генофонде. Некоторые называют эту идею "метагенетической". В конечном счете "метагенетическая" идея состоит в том, что в генетическом материале любого народа закодирован его "духовный путь". Этот духовный путь, по самой своей природе, может быть "путем наименьшего сопротивления" духовному развитию каждого человека, принадлежащего к данной группе. 
В своем эссе "Вотан" К. Г. Юнг писал:

Архетипы подобны руслам рек, которые пересыхают, когда из них уходит вода, но могут вновь наполниться водой в любое время. Архетип подобен древнему ложу реки, по которому веками бежала вода жизни, углубляя для себя канал. Чем дольше существовала река, тем вероятнее, что раньше или позже вода возвратится в старое русло.

   Боги и богини Севера - архетипы того народа, к которому они принадлежат. Долгое время в русле могучей реки журчал маленький ручеек, но скоро откроются шлюзы. Шлюзы жизненных сил находятся под нашим контролем. Безусловно, все люди вправе пытаться выкопать новые русла рек, сотвоpить новых богов из пыли веков, но подобные попытки обычно ограничены субъективностью воображения "твоpца". 

 

Слайдшоу о богах древних германцев

Цикл слайдшоу "Северогерманская мифология" (Nordische Mythologie)

Аудиокнига "Северные саги" / Nordische Sagen

1/16 0 2/16 0 3/16 0 4/16 0 5/16 0 6/16 0 7/16 0 8/16 0 9/16 0 10/16 0 11/16 0 12/16 0 13/16 0 14/16 0 15/16 0 16/16 0