Приложение к лекции 5

 

Песнь о Нибелунгах (иллюстрации)

Манесский кодекс 0, 0
 

Собрания майстерзингеров (свидетельство современника)

Поступавший в общество майстерзингеров давал обет поступать всегда мирно, не осквернять песен майстерзингеров пением их на улице. Потом он вносил определенную сумму денег и ставил две меры вина на угощение. На обыкновенных сходках майстерзингеров и тогда, когда они собирались в винных погребках, им разрешалось петь светские песни. Но во время торжественных собраний в так называемых «праздничных школах" (Festschulen), происходивших в церквях 3 раза в год, они пели исключительно духовные песни, сюжеты которых черпались из Библии и священных преданий.

Обыкновенные собрания происходили вечером в субботу и воскресенье. Слушателями были уважаемые бюргеры и их жены. Стихотворцы-ремесленники являлись туда в праздничной одежде. Главные места за столами занимали старшины общества (das Gemerk): казначей, ключарь, оценщик (критик) и раздаватель наград. На кафедре помещался певческий стул, на который садился каждый из участников программы данного вечера. Один пел о Небесном Иерусалиме, другой - о сотворении мира, третий описывал Господа Бога, пели также о борьбе с турками, врагами христианства, иногда обличали современников и их порочную жизнь. Во время пения оценщик с помощниками внимательно следили за певцами, замечали достоинства и недостатки, а потом высказывали свое суждение. Если певец признавался достойным награды, он получал венок из серебряной или золотой проволоки. За лучшее пение вручали бляху с изображением царя Давида. Она прикреплялась к золотой цепи, надеваемой на шею. Самые лучшие песни заносили в книгу, хранившуюся у ключаря. После собрания майстерзингеры обычно направлялись в кабачок, чтобы вместе провести остаток радостного дня.

Вот что рассказывает один из современников Ганса Закса о таком собрании:

«В корчме пили вино, которое одни, как, например, майстер Кортнер (певший неудачно о сотворении мира), ставили в виде штрафа, а другие, как майстер Бегайм, - в знак чести, потому что Бегайм получил награду в первый раз. Майстерзингеры в числе 16 человек вышли из церкви попарно и направились к корчме. Бегайм с венком на голове открывал шествие. Он обязан был наблюдать за порядком, а все остальные должны были повиноваться ему, все равно как одному из меркеров (старшин). Эти разряженные посетители представляли странную противоположность с корчмой, ветхой и закопченной внутри и снаружи. В длинной комнате стояли простые столы и скамьи, подобные тем, какие бывают в деревенских садах. Но веселое расположение духа да стакан доброго вина скрывали различные недостатки. Бегайм сидел на почетном месте. Я сидел возле Ганса Закса. Теснимый соседями, я пододвинулся к нему вплотную и тут только рассмотрел его праздничный наряд. На нем была куртка цвета морской волны с многочисленными прорезями на груди. Через прорези проглядывала рубашка, воротник которой, с многими складками, охватывал шею кругом. Рукава были из черного атласа и пышно располагались вокруг руки благодаря пластиночкам из китового уса; подобно куртке, были прорезаны и рукава, из-под которых поэтому была видна подкладка. Посреди стола стоял бочонок. Один из майстерзингеров был обязан цедить из него вино".

Одним из участников предложен был вопрос: «Скажите мне, друзья, если знаете, кто самый искусный работник?"

Ihr, Freunde, saget mir, wenn ihr wißt,
Wer wohl der künstlichste Werkmann ist?

Конечно, это плотник, отвечал один из майстеров стихами, кто же когда-либо мог сделать подобное тому, что сделал он? Благодаря отвесу и наугольнику плотнику известны и высочайшие зубчатые стены, и самое глубокое дно. Он построил крепкий ковчег, в котором находился патриарх Ной. Он построил божий город Иерусалим, величественный дворец премудрого Соломона. Подумайте, наконец, о лабиринте: кто же искуснее Дедала?

Das ist fürwahr der Zimmermann;
Wer hat es ihm jemals gleichgetan?
Durch Schnur und Richscheit ward ihm kund
Die hochste Zinn und der tiefste Grand...
Er zimmerte die starke Arch.
Darin Noas war, der Patriarch;
Wie rings auch brausete die Flut,
Er ruhte in ihr in sicherer Hut...
Er zimmerte nach weisem Rat
Jerusalem, die Gottesstadt,
Des weisen Salomo Konigshaus,
Das fuhrte er mächtig und prächtig aus.
Denkt an das Labyrinth zum Schluß
Wer ist geschickt wie Dädalus?

Другой из присутствующих воспел каменщика, строящего на оборону всем крепкие стены и башни и воздвигающего своды, что высоко поднимаются в воздушном пространстве. К тому же дерево гниет, а камень остается камнем - каменщик должен быть на первом месте.

Das Holz verfault, der Stein bleibt Stein:
Der Steinmetz muß der erste sein.

Певец упомянул и о падающей Пизанской башне, и о высоком храме Иерусалимском, о Вавилонской башне, о гробнице царя Мавсола, о пирамидах, превышающих все другие работы.

Die Pyramiden, die künstlichen Berg,
Sie überragen weit alle Werk.

Ганс Закс, возражая певшим до него, воспел живописца, который воспроизводит то, что Господь создал в начале призывом своего божественного слова - траву, листву, цветы на полях и в лесу, птицу, самый лик человеческий, который является в его работе совсем как живой. Живописец властвует над всеми стихиями, изображает дьявола, ад и смерть, рай, ангелов и самого Бога, открывая все это нашему взору таинственным своим искусством: красками, светом и тенью.

... was zu Anfang Gott erschuf
durch seines gottlichen Wortes Ruf,
das schaffet der Maler zu aller Zeit:
Gras, Laubwerk, Blumen auf Feld und Heid,
den Vogel, wie in der Luft er schwebt,
des Menschen Antlitz, als ob er lebt.
Die Elemente beherrscht er all,
des Feuers Wut, des Meeres Schwall.
Den Teufel malt er, die Holl und den Tod,
Das Paradies, die Engel und selbst Gott,
Das macht er durch Farben, dunkel und klar,
Mit geheimen Künsten euch offenbar.

Один из певцов возразил Гансу Заксу следующее: огонь, изображенный живописцем, не согревает нас; солнце его не дает ни света, ни блеска; в плодах его нет ни вкуса, ни сока; травы его не имеют ни запаху, ни целебной силы; у его животных нет ни мяса, ни крови; вино его не придает ни веселья, ни мужества. Но Закс привел еще три доказательства в пользу живописца: «Он запечатлевает в нашей памяти все то, что история хранит, как драгоценный завет предков. Он учит, что злоба приносит несчастье, а благочестие - почет и счастье. Наконец, всякое искусство находит свое основание в живописи: каменщик, золотых дел мастер, столяр, резчик, ткач, архитектор - никто не может обойтись без него, почему древние и считали живопись за лучшее искусство.

Was bewahrt die Geschichte als Vermächtnis,
Das pragt sie uns ein in unser Gedächtnis.
Er lehret, wie Bosheit uns Mißgeschick,
Wie Frömmigkeit bringet Her und Glück.
Der Steinmetz, Goldschmied und der Schreiner,
Hemschneider, Weber, der Werkmeister, keener
Entbehret sie je, weshalb die Alten
Sie für die herrlichste Kunst gehalten.

Противники Закса замолчали. «Исполненный искреннего удовольствия, - говорит современник, - я ударил его по плечу и дал ему понять, что он пел по душе мне. Все рукоплескали ему, и Михаил Бегайм не был тут последним. Он снял с себя венок и надел его на голову Ганса Закса, талантливого нюрнбергского башмачника".

В майстерзингеровской идее нет ничего от синкретизма античности, когда музыка, поэзия, математика, астрономия были неразрывны, потому что ощущался единым мир. Нюрнбергские мастера-поэты знали о дискретности мира, но были уверены в возможности преодолеть хаос разумом, они попытались рационализировать иррациональное, уложить в таблицы порыв вдохновения, изготовить колодки на все случаи душевных движений Причем - очень важно! - делали это сообща, объединяясь в цех, в точности как сапожники или ткачи. Именно нюрнбергские майстерзингеры, вероятно, первый опыт отчетливо осознанного и хорошо организованного массового искусства.

Читать мастерзингерские каноны - табулатуры - увлекательно и жутко. Эти люди не ведали сомнений и были одержимы императивом прекрасного. Дл всего у них были не просто правила, но правила в нарядной оправе. Загоня поэзию в еще более жесткие, чем определено ей самой сутью, рамк (рифма, метр, ритм), нюрнбержцы придумывали для них живописны названия: у них были «красные", «синие", «зеленые" тона; «розмариновые", «радужные", «соловьиные" напевы; «бумажные" «чернильные" мелодии; «лимонное цветение" темы. Цех майстерзингеров выработал разумные и жестокие законы, изучив и восприняв которые каждый мог добиться успехов в музыке и поэзии, а кто не изучил и не воспринял - поэтом не считался.

Самый талантливый, знаменитый и плодовитый из майстерзингеров - Гак Закс - тоже был одержим пафосом исправления человеческих ошибок недостатков. Но практических шагов в этом направлении он побаивался, он как его кумир и старший современник Мартин Лютер, испугался ужасе крестьянских войн.

Закс - образованнейший из сапожников, изучавший греческую философию, переложивший стихами пол-Библии по Лютерову переводу; обладатель богатой библиотеки, Закс жил в одно время с Леонардо Эразмом, Микеланджело, Босхом, Макиавелли, Рабле, Мором, Палладио, Брейгелем. При нем взошла на британский престол Елизавета, был создан орден иезуитов, разбили турок при Лепанто, Грозный взял Казань, произошла Варфоломеевская ночь. Но главное - мир менялся ощутимо, наглядно, пластически - вширь и вдаль. Колумб только что открыл Америку, Васко да Гама достиг Индии, завоеваны Бразилия, Мексика, Перу, Таиланд, Филиппины, совершил первое кругосветное путешествие Магеллан. Старый Свет, который в то время еще никому не приходило голову так называть, проникал в Новый, точнее - в разные новые. А также наоборот: при жизни Закса в Европе появились шоколад, табак, помидоры, картофель, тюльпаны. И все это - благодаря глобусу, изобретенному в Нюрнберге, часам, изобретенным в Нюрнберге, пушечному литью, изобретенному в Нюрнберге. Майстерзингеры и конкистадоры равно верили в главное - возможность разумного устройств географии, поэзии, музыки, истории, человека, человечества. Врагами Закса были дураки, вообще - все неразумное, а все разумное - союзниками. Разумны были свод стихотворческих правил, Лютеров перевод Библии, колодец, баня, обеденный стол, сапожный молоток, дратва. Одно из примечательнейших стихотворений Закса называете «Домашняя утварь числом в триста предметов" - заклинание всяческого реального и предполагаемого хаоса простым называнием вещей. Номинативность есть способ борьбы с безумием.

В случае Закса можно думать, что средства совпадали: слишком силен в нем был пафос правильного воздействия. Назвать - значит дать право на существование, классифицировать - значит постичь. Оттого он сочинял «Шпрух о ста птицах", «Шпрух о ста животных с описанием их породы и свойств"- это высокая поэзия учебника. В «Похвальном слове городу Нюрнбергу" - не страсть, а назидание: вот что у нас есть и вот так надо. Реестр и есть мораль. «Пространство торчит прейскурантом" - слово Бродского об этом саксовом сочинении:

Тут улицы проведены.
Отсюда все они видны:
Их здесь - ни много и ни мало-
Пять сотен с лишком нынче стало;
А лишек - двадцать восемь точно.
И все-то вымощены прочно!
Колодцы - сто шестнадцать счетом...
...Больших часов у нас шесть штук.
Из них четыре бьют все вдруг.
Двенадцать в городе холмов,
Одиннадцать больших мостов...

И так далее: сколько ворот, рынков, бань, церквей, мельниц. Речь о попытке навести порядок - в мире, в стране, в себе. Сакс помещает золотой век не в прошлом и не в будущем, а торжествующе обнаруживает его в настоящем, здесь и сейчас. Перемножив друг на друга дома, мастерские, храмы жернова, он получает такое ошеломляющее произведение, что количество логически переходит в качество:

...От мала до велика весь
Народ, что жительствует здесь,
Смышлен и трудолюбья полон:
Зато в достатке, а не гол он.
...Приобретает свой доход
И припеваючи живет.

Ясно, что такая жизнь должна как-то уравновешиваться.

Есть в граде том законов свод:
Он толкованье нам дает,
Что можно и чего нельзя,
Всем нарушителям грозя
Суровой карой или пеней.
Для каждого из преступлений
Своя есть мера наказанья...

Нюрнбергские майстерзингеры полноправные жители города ремесленников - вместе со всеми согражданами трудились над изготовлением правильной жизни. Администраторы управляли, законники пресекали, сапожники обували - в соответствии с выработанным правилами. Майстерзингеры занимались своей спецификой: формализовали любовь к городу, к женщине, к поэзии, все при этом подчиняя формализованной любви к истине и добру. И когда Закс позволил себе отклониться от социально-этического канона, излишне увлекшись сатирой, муниципалитет на какое-то время предписал ему "заниматься свои ремеслом - шитьем сапог и воздерживаться от сочинения каких-либо книжек и стихов". Надо полагать, Закс переключался с одного занятия на другое достаточно легко.

Современный Протестантизм

Со временем протестантизм породил большое число направлений - более 250. Сейчас в мире насчитывают от 340 до 480 миллионов протестантов. Среди них: баптисты - 75 млн., лютеране - 70 млн., англикане - 67 млн., пресвитериане- 52 млн., методисты — 43 млн., пятидесятники- 8 млн., свидетели Иеговы - 5 млн., Армия спасения -5 млн., мормоны - 4 млн., конгрегационалисты - 3 млн., адвентисты - 3 млн.

Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но связаны общим происхождением и догматикой. История протестантизма по-настоящему начинается с Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформировал и отстоял основные положения протестантской доктрины.

Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходить лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причащение. Верующий не подчиняется папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, молитв и пения псалмов.

Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы, праздники.

Другой крупный деятель Реформации - Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд - «Наставления в христианской вере", опубликован в 1536 г., когда протестантизм уже сложился как учение, и стал основой нового религиозного направления — кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верой, ни добрыми делами человек не может ничего изменить в своей судьбе. Избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаты) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии. Франции, в Англии (под названием пресвитериане), позднее - в США.

Основополагающий принцип другого направления -конгрегационалистов ( от лат. «соединение") - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Конгрегационалисты - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма. Поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях, а также в Голландии, Швеции, США.

Пресвитериане - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 г. принял решение сделать это учение государственным. Во главе церковной общины стоит пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни «Отче наш", ни «Символ веры". Праздниками считаются только выходные дни.

Англиканская церковь - государственная церковь Англии. В 1534 г., после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха УШ главой церкви, то есть церковь была подчинена королевской власти. При Эдуарде VI в середине 16 в. было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Во второй половине 16 в., при Елизавете I, сложилось учение «среднего пути", то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы английского вероучения изложены в «Книге общих молитв".

От католичества осталась епископальная власть как основа церковной иерархии. Поэтому англиканская церковь называется еще епископальной. Как и католическая, англиканская церковь говорит о своей апостольской преемственности. С лютеранами ее роднит догмат спасения верой, богослужение на национальном языке, непризнание икон. Критерием веры считается только Священное писание. Английский король или королева принимают на себя обязанности главы церкви.

Англиканство распространено в Англии, Уэллсе, Шотландии, США, Индии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии.

В России протестанты появились при Иване Грозном. Ему приписывается нейтральное отношение к лютеровскому учению, которое, по словам Грозного, «...гораздо ближе к истине, чем римско-католическое, и посему может быть терпимо". В Москве в XVI в. была построена евангелическо-лютеранская церковь Святого Михаила, называемая Старая Обедня (в районе современной улицы Радио). Там был похоронен жених царевны Ксении Годуновой - принц Иосиф Датский. Сейчас лютеранские общины есть в Москве, Петербурге, Поволжье, Сибири.

Одновременно с лютеранами в Россию в 16 в. начали переселяться меннониты - последователи анабаптистов - одной из старейших протестантских церквей.

Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого "крестить", ср. «баптистерий"). Пришло к нам в 70-е гг. 19 в. Его последователи проводят крещение только взрослых людей. «Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре таинства: крещение (для взрослых), причащение, венчание, рукоположение. Крест не является для евангельских христиан символом для почитания.

Движение адвентистов (от лат. «пришествие") родилось в 30-х гг. 19 в. в США в период тяжелого экономического кризиса. 21 марта 1843 г. предполагалось второе пришествие Христа. Оно не случилось, как и в 1992 г.

Баптисты, евангелисты, пятидесятники, меннониты и другие западные направления протестантской церкви в 40 - 60 -х гг., преодолев разногласия, объединились в нашей стране в централизованную организацию ЕХБ - евангельские христиане-баптисты. Старшие пресвитеры наблюдают за деятельностью местных общин. Общее руководство осуществляет Всеобщий Совет ЕХБ.

Протестантская церковь отмечает как праздники все дни, посвященные Христу: Рождество, Богоявление, Пасху, Вознесение, Троицу (Пятидесятницу) и пр.