Приложение к лекции 8

 
 

Л.Н.Гумилев "Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации". Прогресс, 1993. Часть III. Народы великого континента. Хунны в Азии и Европе. (Фрагменты)

С.470. Король готов Филимер, при котором готы ко второй половине 2 в. появились на Висле, привел свой народ в страну Ойум, изобилующую водой. Предполагается, что эта страна располагалась на правом берегу Днепра. Там Филимер разгневался на каких-то женщин, колдуний, называемых по-готски "галиурунами", и изгнал их в пустыню. Там с ними встретились "нечистые духи", и потомки их образовали племя гуннов. Видимо, так и было. Хунны, спасшиеся от стрел и мечей сяньбийцев (предки монголов), остались почти без женщин. Ведь редкая хуннка могла вынести тысячу дней в седле без отдыха. Описанная в легенде метисация - единственное, что могло спасти хуннов от исчезновения. Но эта метисация вместе с новым ландшафтом, климатом, этническим окружением так изменили облик хуннов, что для ясности следует называть их новым именем "гунны", как предложил К.А.Иностранцев.

С.485. За спиной у аланов было громадное готское царство, созданное Германарихом из рода Амалов. Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского, от Тисы до Дона. Остроготы стояли во главе державы: визиготы, гепиды, язиги (визиготы и гепиды - западные ветви готов, язиги - сарматское племя в Паннонии), часть вандалов, оставшихся в Дакии (другая часть вандалов, сдавшаяся римлянам, была поселена в Британии в 277 г.), тайфалы, карпы, герулы (тайфалы – германское племя, жившее в 4 в. на Серете, союзники готов, но другого происхождения; карпы - племя на нижнем Дунае, Пруте и Серете, по-видимому, дакийское, воевавшее в 3 в. с римлянами, будучи в союзе с остроготами; герулы - "скифское", т.е. германское племя, жившее у Азовского моря, покоренное Гер¬манарихом), их южные соседи, скиры, и северные: росомоны, венеды (северные, т.е. прибалтийские славяне; южные назывались склавинами), морденс (мордва), мерене (меря), тьюдо (чудь), вас (весь) и другие были их подданными. Готам принадлежал и степной Крым, и Черноморское побережье северного Кавказа. При этом они были надежными союзниками алан. Так что последние считали, что их тыл обеспечен. Наконец, у алан имелись крепости. Гунны же брать крепостей не умели. Так почему же гунны победили и алан, и готов, чего не смогли сделать ни римляне, ни персы?

С.490. Готы тоже были молодым этносом, находившимся в фазе подъема. Но их держава была построена на принципе силы, без уважения к обычаям соседей и без симпатии ко всем, за исключением римлян. Последними готы восхищались и даже переняли религию потомков императора Константина Великого - арианство.

Но поскольку большинство византийцев, т.е. ромеев-христиан, держалось православия, готы оказались в изоляции и тут. Да и митраисты - анты, венеды и склавины, видимо, не испытывали восторга от того, что ими управляли пришельцы, чуждые по крови и религии.

В списке племен, якобы покоренных Германарихом, привлекают внимание руги и росомоны. Первые - это племя, вышедшее с "острова Скандзы" задолго до готов. Готы застали ругов на южном берегу Балтийского моря и на его островах, м.б., на острове, ныне именуемом Рюген. Готы погнали ругов и их соседей вандалов на юг, до берегов Дуная, и неизвестно, удалось ли готам упрочить свою власть над ругами или те сохранили самостоятельность, передвигаясь вверх по Дунаю до Норика.

Руги интересны потому, что немецкие хронисты 10 в. называют киевскую княгиню Ольгу царицей ругов. Следовательно, в их глазах народ "Русь" был ветвью ругов. Иордан обитателей среднего Приднепровья называет росомонами. Это, очевидно, предки древних русов, но каково их отношение к историческим ругам, рассеянным в 5 в. по Италии?

Крайне соблазнительно признать росомонов за группу ругов, убежавшую от готов не на Дунай, вместе с прочими, а на Днепр, но дока¬зать это невозможно, ибо росомоны упомянуты только у Иордана и лишь один раз. Зато ясно другое: росомоны, как и руги, вандалы и анты, были не в ладах с готами. Иордан называет их "вероломным народом" и считает их виновниками бед, постигших готов. Думается, он прав.

С.491. Согласно сообщению Иордана, в 371 г. гуннские всадники увидели на Таманском полуострове пасущуюся там самку оленя и погнались за нею. Притиснутая к берегу моря, олениха вошла в воду и "то ступая вперед, то останавливаясь", перешла в Крым. Охотники последовали за ней и установили место подводной отмели, по которой шел брод. Они вызвали сюда своих соратников, перешли пролив и, "подобные урагану племен... захватили врасплох племена, сидевшие на побережье этой самой Скифии", т.е. Северного Крыма. Дальнейшее легко себе представить, гунны прошли через степи до Перекопа и вышли в тыл готов, которые, будучи союзниками алан, сосредоточили свои войска на Дону, обороняя его высокий правый берег от возможного вторжения гуннов. Гуннам никто не мог помешать развернуться на равнине Приазовья.

Автор 5 в. Евнапий писал: "Побежденные скифы (готы) были истреблены гуннами, и большинство их погибло. Одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе, обратились в бегство". Конечно, тут не обошлось без преувеличений. Многие остались с гуннами и сражались на их стороне на Каталаунском поле, а потом против них на р. Недао. Но важнее другое: держава Германариха представляла собой не союз племен, а "лоскутную империю". Разбив остроготов, гунны дали возможность завоеванным готами племенам освободиться и, надо думать, рассчитаться с захватчиками.

М.И.Артамонов полагает, что "Черняховская культура полей погребений" по своему характеру должна быть приписана готам. Она бытовала всего два века - III и 1У. Даже если эта культура не была этнически монолитна, т.е. включала готов, сарматов и, возможно, славян (антов), то остается фактом ее исчезновение в 1У в., что совпадает с гуннским нашествием.

Пройдя Перекоп, гунны столкнулись не с обскурантами, а с этносами, находившимися в фазе подъема. Энергии у них было даже слишком много, но доминанты, которая направила бы эту энергию в заданное русло, не было. Германариху было уже 110 лет, и он в силу своей дряхлости не мог быстро находить выходы и применяться к изменившейся ситуации. Визиготы тяготились его властью, ибо их королей сделали просто "судьями", лишив титулов и власти. Всеми силами старались добиться независимости и гепиды, но хуже всех было венедам (славянам). Росомонку Сунильду Германарих за измену супругу приказал разорвать на части дикими конями. Тогда ее братья, Сар и Аммий, нанесли ему удар. Хотя Германарих не умер, но и не выздоровел и стал управлять делами как больной старик, т.е. очень плохо.

Еще до этого Германарих подчинил "достойных презрения" (Иордан) венетов, которые были многочисленны и пробовали сначала сопротивляться. Он подчинил также эстиев (литовское племя айстов) приобретя таким образом еще одних подданных, которые ненавидели остроготов. Поскольку гунны, в отличие от готов, искали не врагов, а друзей, то все обиженные племена и народы вошли с ними в контакт. В 375 г. Германарих, видя неизбежность гибели, вонзил в себя меч, а остроготы частью подчинились гуннам, а частью ушли к визиготам, твердо решившим не сдаваться. Они управлялись родом Балтов (храбрых), издавна соперничавшим с королевским родом Амалов (благородных), и отчасти поэтому приняли решение, которое, как впоследствии оказалось, повело к этнической дивергенции: разделению одного этноса на два взаимно враждебных.

Гунны между тем продолжали идти на запад. Визиготы ждали их на Днепре. Отряд гуннов переправился через Днестр там, где не было охраны, напал на визиготов с тыла и вызвал у них панику. Большая часть готов бросилась бежать к Дунаю и там просила, убежища у императора Валента. В 376 г, они, с разрешения властей империи, переправились через Дунай и крестились по арианскому обряду (Валент был ревностным арианином). Меньшая, языческая часть визиготов во главе с Атанарихом укрепились засеками в густом лесу (гилее) между Прутом и Дунаем. Но, поняв безнадежность дальнейшего сопротивления гуннам, Атанарих договорился с императором Феодосием и в 378-380 гг. перевел свое войско на службу империи на правах федератов - союзников с автономным командованием.

Иначе сложилась судьба остроготов. Готы после гибели Германариха попытались вернуть себе независимость. Преемник Германариха Винитарий "с горечью поносил подчинение гуннам" (Иордан). В конце 1У в. он попробовал " применить силу, двинул войска в пределы антов. В первом сражении он был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял их короля Божа с сыновьями его в семьюдесятью старейшинами". Как понять такое странное самодовольство? Видимо, рассказ Евнапия о свирепости гуннов является преувеличением. Иначе откуда бы взяться у остроготов большому войску, после того как в 376 г. ушли визиготы и увели часть остроготов, а гепиды, хоть и готское племя, но отделились от остроготов при первом же ослаблении.

В Дакии укрепилось готское племя гепидов, вождь коих Ардарих был личным другом Аттилы. Остроготы, ушедшие с визиготами в римские пределы, не ужились с ними. В 378 г. полководцы Алатей и Сафраг увели своих остроготов в Паннонию и поселили на берегах Дуная. В 400 г. на этой реке появились гунны. Мятежный готский федерат Гайна, проиграв столкновение с населением Константино¬поля, бежал за Дунай, был схвачен гуннами и обезглавлен. Около того же времени сын римского полководца Гауденция, Аэций, будучи заложником у гуннов, подружился со своим сверстником Аттилой и его дядей Ругилой, который затем стал царем гуннов. Итак, гунны заняли Паннонию без войны, при поддержке многих племен, среди которых, вероятно, были анты и ругии. Так выглядело "губительное вторжение гуннских орд"?!

Но были у гуннов и враги. Точнее, это были враги союзных с гуннами племен. Это были свевы - враги гепидов, вандалы - враги ругов, бургунды и злейшие враги самих гуннов - аланы. Эти этносы покинули свою родину, страшась гуннов. В 405 г. они ворвались в Италию. Вождь их, Радагайс, дал обет принести в жертву богам всех захваченных сенаторов, но сам был окружен войсками Стилихо-на, предан и казнен. Только этот поход и можно считать последст¬вием гуннского нажима на этносы Европы.

...готы были одновременно проклятием и опорой поздней Римской империи. Они 90 лет (378-468) грабили население Италии и Балканского полуострова, так что древние этносы (македонцы, фракийцы, многие эллины, часть иллирийцев) просто исчезли с этнографической карты. Но вместе с тем готские наемники были наиболее боеспособной частью императорской гвардии. Они были арианами, арианство принято готами случайно, но потом оно стало символом этнического самоутверждения восточногерманских племен, знаменем, противопоставленным православию, которому покровительствовал враг готов - император Феодосий I. Конечно, догматические разногласия были непонятны безграмотным готам. Будучи арианами, они охотно подавляли народные движения в городах, где после Халкидонского собора 451 г. православные и монофизитские монахи придавали народным волнениям неслыханный размах. И за все расплачивалось сельское население, отдаваемое правительством империи в жертву воинственным варварам.

(Электронная версия книги доступна для скачивания, например, здесь)




Берсерки

В древнескандинавской традиции известен образ берсерков - людей, способных в бою впадать в бешенство, становясь нечувствительными к телесным повреждениям. Слово berserkir - "берсерки" - впервые употребляется (в письменной фиксации) у Торбьерна Хорнклови при описании одной из битв Харальда Прекрасноволосого: "...ревели берсерки... выли "волчьи шкуры" и железом гремели"; "выли берсерки, мечами бряцая..." В "Саге о Гуннлауге Змеином Языке" сообщается, что берсерк способен сделать тупым любое оружие и не боится обычных мечей, но может быть побежден мечом - даром конунга. В "Саге о Ньяле" сказано, что некий берсерк не боится ни огня, ни меча, но теряет свою магическую силу, если его ударить крестом. Говорилось также: "Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими, или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, а его воины бросались в бой без кольчуги, ярились. Как бешеные собаки и волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие люди назывались берсерками".

Феномен berserkgangr обычно объясняется болезнью "ликантропии" - психическим расстройством, когда человек реально ощущает себя волком или медведем и в состоянии аффекта способен пройти сквозь огонь или оставаться невредимым под ударами мечей. Другая трактовка — действие галлюциногенов (мухоморов). Но физиологический аспект был следствием, причина - в культе (Одина), допускавшем и поощрявшем именно такие реакции. Параллели есть в индоевропейской архаической традиции, в культе божеств войны. О берсерках пишет и Саксон Грамматик: "...сей имел семерых сыновей, во всяком колдовстве искушенных, Так что часто, охваченные яростью, имели обыкновение иступленно реветь, кусать щиты, глотать раскаленные угли, проходить сквозь пламя, и не могло бушевание их неистовства быть излечено иначе, как заключением в оковы или убиением людей".


Дон - родина викингов?

Тур Хейердал, снискавший мировую известность океанскими путешествиями на "Кон-Тики", "Ра", "Тигрисе", побывал в Ростовской области. 86-летнего археолога и этнографа привел на донскую землю научный интерес. Гипотеза неутомимого норвежца поистине сенсационна. Изучая происхождение народов, населяющих Скандинавский полуостров, Хейердал пришел к удивительному выводу. По мнению исследователя, древними предками викингов могли быть выходцы из Приазовья.

Хейердал рассказал ростовским ученым и журналистам, что подтолкнуло его к открытию. Несколько лет назад он ознакомился с малоизвестными старинными скандинавскими рукописями. В них описывалась история народа асов и его короля Одина. Жили асы в античную эпоху на реке Тана, в районе ее впадения в Черное море. Как известно, Танаис — это первое название Дона. Есть и другие "приметы", указывающие на донскую родину асов. Королевство лежало между Европой и Азией. Само слово "асы" созвучно названию города Азова. Примерно в 1 веке нашей эры, когда армия Римской империи приблизилась к границам асов, Один увел часть своего народа на север.

Манускрипт сохранил описание исхода. Асы двигались через земли, которые именовались Русь, финские пределы, достигли нынешней Швеции. Тамошний правитель доброжелательно принял переселенцев, здесь асы осели. Произошло это, по подсчетам Хейердала, за 31 поколение до первых норвежских королей. Одину удалось убедить местное население в божественной природе пришельцев. После смерти Одина почитали как бога. В знак особого уважения его тело предали огню: это первый случай кремации в Северной Европе. Веру сохранили викинги. Таким образом, верховное божество скандинавской мифологии Один, хозяин сурового варяжского края — Вальхаллы — имел историческим прототипом уроженца приазовских степей. За много столетий до установленного торгового пути "из варяг в греки" донские асы мигрировали этим маршрутом в северные страны. Такова суть заключений Хейердала.

Посетив за пять дней визита археологический музей-заповедник Танаис, памятники древности в Азове, осмотрев коллекции областного музея краеведения, Тур Хейердал только утвердился в обоснованности своей научной догадки:

— Я имею веские основания полагать, что в древние времена существовали связи между именно этой территорией России и моей Норвегией. Намного раньше того, как норвежцы пришли в эти края, чтобы торговать, люди отсюда приходили к нам.

На вопрос о том, что его предположение меняет традиционные исторические представления и, вероятно, будет критично воспринято научным миром, Хейердал ответил:

— Мне часто приходилось выдвигать гипотезы, которые не воспринимались всерьез, но потом оказывались верными.

Впрочем, легендарный капитан "Кон-Тики" не отрицает, что его научная версия требует дополнительных доказательств. В скором будущем он собирается прибыть на Дон с российско-норвежской археологической экспедицией. Заручился поддержкой местных властей. Не обойтись и без сравнительной генетической экспертизы костных останков, найденных на раскопках древних захоронений в античном Танаисе и его округе. Возможно, она подтвердит, что в потомках отважных северных мореходов и завоевателей течет горячая "казачья" кровь.

Андрей КРЮКОВ . "24 ЧАСА" № 4, 2001


Хейердал нашел викингов на Канарах

Знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал отметил свое 85-летие выходом новой книги "Без границ", посвященной викингам. По мнению автора, эти великие мореходы древности на своих ладьях-драккарах добирались от берегов Скандинавии до Канарских островов.

Теорию Хейердала подтверждают результаты раскопок на острове Тенерифе, где сейчас проживает ученый. Хейердал собирается создать там парк-музей викингов, который, по его мнению, будет очень популярен у туристов.

Максим Токарев, "Комсомольская правда", 17.11. 1999

Готское письмо

Буквы, как и в греческом алфавите, использовались и как цифры. В этом случае сверху ставилась точка или черта. Числительные 90 и 900 обозначались специальными знаками, не имевшими буквенного значения.

Готский алфавит 4-6 вв..

Буква Транслитерация Название Транскрипция Цифровое значение
 a a Α ahsa / aza /a, aː/ 1
 b b Β bairkan / bercna /b/ 2
 g g Γ giba / geuua /ɡ/ 3
 d d Δ dags / dagaz /d, ð/ 4
 e e Ε aiƕus / eyz /e, eː/ 5
 q q Π qairþra (qairthra) / qertra /kʷ/ 6
 z z Ζ ezec /z/ 7
 h h H hagl / haal /h/ 8
 þ þ, th Θ þiuþ (thiuth) / thyth /θ/ 9
 i i Ι eis / iiz /i, iː/ 10
 k k Κ kusma / chozma /k/ 20
 l l Λ lagus / laaz /l/ 30
 m m Μ manna /m/ 40
 n n Ν nauþs (nauths) / noicz /n/ 50
 j j J jer / gaar /j/ 60
 u u U urus / uraz /u, uː/ 70
 p p Π pairþra (pairthra) / pertra /p/ 80
 90 Ϟ koppa   90
 r r R raida / reda /r/ 100
 s s S sauil / sugil /s/ 200
 t t Τ teiws / tyz /t/ 300
 w w Υ winja / uuinne /w, y/ 400
 f f F faihu / fe /f/ 500
 x x X iggws / enguz /kʰ/ 600
 hw ƕ, hw ƕair / uuaer /ʍ/ 700
 o o Ω oþal (othal) / utal /o, oː/ 800
 900 Ϡ sampi 900

"Отче наш" (гот. „Atta unsar") готскими рунами:

Atta unsar
 

 Реконструкция страницы Серебряного кодекса Ульфилы — Библии в готском переводе

wulfila

Реконструкция рукописи  Skeireins (гот. "Объяснение")
Лист 4

Textbeispiel 1

(Skeireins -  арианское толкование Евангелие от Иоанна. Автор - предположительно, арианский епископ Феодор Гераклейский )

Skeireins 4:2
eiþan nu siponjam seinaim, þaim bi swiknein du Judaium sokjandam jah qiþandam sis: "rabbei, saei was miþ þus hindar Jaurdanau, þammei þu weitwodides,  sai sa daupeiþ, 
jah allaigaggand du imma» —  nauh unkunnandans þo bi nasjand; inuh þis laiseiþ
ins qiþands: "jains skal wahsjan, iþ ik minznan.»

Skeireins 4:3
aþþan so bi ina garehsns du leitilamma mela raihtis bruks was jah fauramanwjandei 
saiwalos þize  daupidane fralailot aiwaggeljons mereinai: iþ fraujins laiseins anastodjandei
afIudaia jah and allana  midjungard gaþaih, and hvarjano þeihandei und hita nu, 
jah aukandei, all manne du gudis kunþja tiuhandei.

Skeireins 4:4
inuh þis jah skeirs wisandei.

Skeireins 4:5
mikilduþ fraujins wulþaus kannida qiþands: "sa iupaþro qimands ufaro allaim ist».

Skeireins 4:6
ni þatei ufaro wisandan sware